Здравствуйте!
Буквально вчера наткнулся на достаточно интересный материал на сайте Государственной жилищной инспекции Удмуртской республики. Материал этот был посвящен реализации ПП РФ № 731, но написать я решил не о 731 а несколько других вещах. Интересна лишь часть материала, которая говорит о "Предпосылках принятия нормативного документа".Для начала надо соблюсти все детали и процитировать со ссылкой данный "труд"
1. Предпосылки принятия данного нормативного документа?все это вот отсюда.
Сегодня политика Государства в сфере ЖКХ определяет прозрачность деятельности управляющих организаций в сфере управления жилищным фондом. Информационная прозрачность деятельности хозяйствующих субъектов является в настоящее время универсальным международным стандартом рыночного регулирования. Страны, создавшие конкурентные рынки, основное внимание уделяют информационному регулированию, обеспечивающему свободный доступ к информации, имеющей существенное значение как для органов регулирования, так потребителей. В противном случае потребители (инвесторы) будут лишены возможности сделать правильный, рациональный выбор в условиях непрозрачной информационной среды. Тем самым создается информационная асимметрия на рынке, позволяющая производителям и иным субъектам рынка извлекать необоснованные преимущества, не снижая издержки и цены своих товаров (услуг). В нашем случае это необходимо для того, чтобы собственники многоквартирных домов могли точно определить какая управляющая компания или ТСЖ может управлять МКД, на проведение каких работ тратятся деньги собственников, сколькостоят коммунальные услуги, оказываемые ресурсоснабжающими организациями и т.д.
Собственно сама идея написать об этом отрезке текста появилась у меня после вот этого отрывка:
В противном случае потребители (инвесторы) будут лишены возможности сделать правильный, рациональный выбор в условиях непрозрачной информационной среды.Меня сразу покоробило то, что в рамках этого предложения "потребители" были приравнены к "инвесторам". Действительно на западе раскрытие информации предприятиями является нормой и так же регламентировано законом. Но если начать разбираться, то выяснится, что у компании, которая организовала одну прачечную, где нибудь в развитой экономике, нет таких обязанностей по раскрытию, как у нашей управляющей компании. НО! Такие обязанности есть у публичных компаний. И публичные компании это не те компании о которых все знают и слышат. Публичные компании - это компании, акции которых торгуются на фондовых рынках. А что такое продажа акций на фондовых рынках? Это внешнее финансирование. Т.е. компания, которая решила получить дополнительное финансирование, на развитие или "поддержание штанов" выбрасывает на рынок часть своих акций и участники торгов, покупая их, становятся со собственниками и финансируют средства в развитие компании. Такие лица называются акционерами. А теперь снова к раскрытию информации. Западные публичные компании раскрывают информацию не для потребителей! А для акционеров! Это разные группы лиц, у них разные права и разные отношения с данной корпорацией.
Вот представим что я покупаю себе новый смартфон и становлюсь пользователем операционной системы Android в данном случае с моей любимой компанией Google я нахожусь в отношении производитель - потребитель и "корпорация добра" обязана мне лишь рассказать все что требуется о той самой операционной системе, но не в коем случае о показателях своей финансовой деятельности. Но вот если представить, что мое Гуглообажательсво докатится до того, что я решу приобрести акции Google inc., то в этом случае я стану со собственником компании и буду иметь основание на предоставление мне отчета о результатах деятельности.
И это понятно! В первом случае я просто потребил благо и спрашивать могу только за него. А во втором случае я инвестировал и имею право знать куда же делись мои деньги и насколько эффективно менеджмент МОЕЙ компании ими управляет.
Обратно в ЖКХ
И вот эта самая приписка в цитируемом тексте:
потребители (инвесторы)Показывает, что у нас с ЖКХ нет понимания того, кто же у нас собственник вообще такой. Я попробую пример с Гуглом экстраполировать на наше ЖКХ.
Я заказал и потребил такую услугу, как "управление МКД", я заплатил. О чем мне должна рассказать моя управляющая организация? Правильно! Об услуге и только о ней! Меня не касается куда "ушли" мои деньги. Меня волнует то благо которое я как потребитель заказал и оплатил. Немного отступая от темы хочу сказать что именно поэтому стандарты деятельности управляющих настолько востребованы, потому что они ОПИСЫВАЮТ ту самую услугу, о которой мне как потребителю так надо знать. У меня отношения с УК исключительно в рамках производитель - потребитель. Когда я отдал деньги и получил услугу эти деньги уже перестали быть моими.
А если я например коммерческий банк и УК просит у меня заемных средств. Или я частный инвестор или инвестиционный фонд и УК приходит с идеей нового бизнес-проекта за финансированием. Тогда я буду показывать информацию о своей ДЕЯТЕЛЬНОСТИ о результатах, прибылях, убытках, объемов средств и т.д. Потому что инвестор имеет на это право. Он ИНВЕСТИРОВАЛ свои деньги, а инвестирование сопряженно с риском.
вот теперь я буду цитировать Википедию (как хорошо что её еще не закрыли):
Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.и еще одна:
Инвестор — лицо или организация (в том числе компания, государство и т. д.), совершающее связанные с риском вложения капитала, направленные на последующее получение прибыли (инвестиции). Если тот или иной проект будет убыточный, то капитал будет утрачен полностью или частично.Чувствуете разницу?
Я не нашелся как привести пример покупки акций управляющей компании, т.к. не могу себе представить в текущей ситуации УК, как публичную корпорацию. Но зато я заметил, что ситуация с ТСЖ весьма похожа на инструмент инвестирования.
Создавая ТСЖ я являясь учредителем или членом ТСЖ плачу членские взносы и тем самым инвестирую в деятельность товарищества и потому имею полное право спросить куда и как они были потрачены, потому что я могу влиять на эффективность управления, как непосредственный инициатор или инвестор этого процесса. При этом никто мне не отчитывается об оказанных услугах. Почему? Потому что это другие отношения!
Умничаю в конце поста.
Как это часто бывает у нас перепутали причину и следствие; основание для действия и само действие. Помоем подобная "путаница" относительно ролей в процессе является одной из основных причин "ЖКХашного беспредела". Там где лицо должно отвечать за услугу а не за факт отношений с потребителем она отвечает за все и вообще даже за то что существует. А там где лицо должно быть основным ответственным, как заказчик, учредитель и инвестор оно не несет ответственности вообще ни зачто.
Алексей Сергеевич, респект и уважуха
ОтветитьУдалить.